Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Стратегию "открытости и взаимодействия" реализуют власти Большого Камня в Приморье

Стратегию "открытости и взаимодействия" реализуют власти Большого Камня в Приморье

Стратегию "открытости и взаимодействия" реализуют власти Большого Камня в Приморье

Корр. РИА PrimaMedia беседует с руководством городского округа о жизни без статуса ЗАТО, инвестициях и правильном понимании реформы МСУ

Стратегию открытости и взаимодействия – с инвесторами и краевыми властями – выбрали власти городского округа Большой Камень в Приморье. Указом президента РФ с 1 января 2015 года с "закрытого" многие годы города снимается статус ЗАТО, и к этому "вызову времени" городской округ, по всей видимости, оказался неплохо подготовлен. О "жизни без ЗАТО", инвестициях, вариативном пополнении бюджета и правильном понимании новаций в местном самоуправлении корр. РИА PrimaMediaбеседует с главой городского округа - председателем Думы Большого Камня Дмитрием Чернявским и и.о. главы администрации Вячеславом Москаевым.

- В последние годы Большой Камень вырвался в краевые лидеры по срокам принятия бюджета, опережая даже краевой центр. Поделитесь технологией? И, кстати, что дает территории ускоренное принятие бюджета?

Дмитрий Чернявский: - Технология здесь несложная - правильная организация работы, которая заключается в том, что бюджет будущего года начинаем формировать с января текущего года. То есть: наступает новый год – и мы начинаем работу над бюджетом следующего года.

Депутаты к этому процессу подключаются весной, в мае-июне формируют свои предложения в бюджет, как фракционные, так и индивидуальные пожелания. Депутатские инициативы идут на обработку в финансовое управление администрации, другим профильным специалистам.

В сентябре дума совместно с администрацией приступает к "нулевым" чтениям, причем собираются все депутаты, выступают специалисты администрации по соответствующим направлениям, объясняют, почему именно так расставлены акценты. Депутаты, понятное дело, высказывают свою точку зрения.

Так что когда проект бюджета "подходит" к номерным чтениям, этот документ уже хорошо знаком всем участникам бюджетного процесса, открыт для общественности. По основным положениям достигнуты необходимые компромиссы, поэтому документ принимается быстро, уже в ноябре.

Вячеслав Москаев: - Что дает ускоренное принятие бюджета? Во-первых, принимая бюджет до начала следующего финансового года, мы избегаем негативных последствий в виде усеченного финансирования – так называемого "финансирования по 1/12", когда закрываются только текущие расходы.

Второй немаловажный аспект своевременного принятия бюджета также вытекает из программного способа финансирования. До принятия бюджета, разумеется, разрабатываются лишь проекты программ. И после принятия бюджета в течение одного-двух месяцев у соответствующих структур администрации есть обязанность окончательно принять эти программы. Если бюджет верстается программным методом и принимается в конце ноября – как это у нас и происходит последние годы – то у "отраслевиков" есть возможность принять программы до конца года, и уже с января следующего года начать по ним работать.

Если же принять бюджет, допустим, к концу декабря, то, соответственно, принятие программ перетекает на следующий год – вместо того, чтобы уже реализовывать программные мероприятия. Так что, как понимаете, форсирование бюджетного процесса имеет практический смысл.

- Указом президента о снятии с Большого Камня режима ЗАТО установлен трехлетний переходный период, в течение которого городской округ будет получать дотации из федерального бюджета – совокупно около 1 млрд рублей. Следует ли понимать, что уже к 2018 году перед городом остро встанет проблема наполнения доходной части бюджета?

Дмитрий Чернявский: Основная стратегическая позиция, о которой неоднократно заявляло и правительство России, и краевые власти – это запуск судостроительного комплекса "Звезда" на полную мощность. Соответственно, создание новых рабочих мест, увеличение поступлений НДФЛ, определенная доля которого и будет пополнять местный бюджет.

Верфь выходит на полную мощность – как сейчас заявлено – в 2022 году. И в 2022 году городской округ по расчетам "возвращается" к тому уровню бюджетной обеспеченности, которая была в 2013 году – еще до снятия статуса ЗАТО. А если верфь вдруг по каким-то форс-мажорным обстоятельствам не заработает, как планируется, то нам будет просто очень тяжело – бюджетная обеспеченность на одного жителя будет резко снижена, соответственно, может вырасти социальная напряженность.

Вячеслав Москаев: - На случай негативного сценария мы заручились поддержкой министерства регионального развития в подготовке постановления правительства, которое даст нам возможность доказать Минфину необходимость выделения городскому округу дополнительного финансирование на выравнивание бюджетной обеспеченности .

Кроме того, в недавнем послании президента России Владимира Путина прозвучало предложение о включении моногородов – которым, по сути, и является сейчас Большой Камень – в программу территорий опережающего развития с привлекательным для инвесторов налоговым режимом и администрированием.

- Что касается моногородов, то еще до появления госпроекта ТОРов много говорилось и необходимости развивать на территориях малый и средний бизнес, привлекать инвесторов. Чем, по-вашему, небольшой и специфически "заточенный" муниципалитет может привлечь инвестиции, развить новые производства?

Дмитрий Чернявский:- В буквальном смысле, разумеется, власти городского округа малый бизнес развивать не могут и не должны. Ведь малый бизнес – это инициатива человека, который "родил" бизнес-идею. А вот потом он может прийти в администрацию и сказать, что ему нужен земельный участок, нужна поддержка. А администрация создает условия с помощью муниципальной программы, решения вопросов с землей, инфраструктурой и так далее.

Вот, например, уже действующая с этого года в городском округе жестянобаночная фабрика группы компаний "Примрыбснаб". Люди пришли с идеей, с инвестициями. Мы оказали содействие, в частности, с приобретением помещения. И предприятие работает, востребовано на нашем рынке труда.

Здесь очень важно, что пришел не просто "человек с идеей", а реальный инвестор, с идеей и с финансами, с экономическим обоснованием проекта, с объяснением, почему ему именно здесь нужно разместить свое производство.

Вячеслав Москаев: - Администрация может ускорять процесс, снимать пресловутые "барьеры".Пример: буквально на днях в авральном режиме были отправлены наши специалисты, чтобы согласовать "врезку" в железную дорогу для организации подъездных путей к жестянобаночной фабрике.

А ведь бывает и так: "Пишите заявление, в течение месяца рассмотрим, и, может быть, что-нибудь сделаем". Если же работать с инвестором оперативно, то здесь есть обоюдный интерес. Кроме того, такие действия местных властей и создают то, что красиво называют "инвестиционный климат территории". На самом же деле, это просто нормальная оперативная работа.

- Говоря бизнес-языком, территория муниципалитета – это тот актив, которым власти при должном умении могут выгодно распоряжаться в интересах всех жителей. Следовательно, вы должны быть заинтересованы в сохранении Большого Камня как самостоятельной административно-территориальной единицы – даже после снятия режима ЗАТО? Ведь были и другие сценарии, например, "возвращение" Большого Камня в Шкотовский район.

Вячеслав Москаев: Потрясений не произошло - Большой Камень остался отдельным городским округом. 17 декабря Законодательное собрание края приняло сразу в трех чтениях закон "О городском округе Большой Камень". Инициатором законопроекта является глава нашего городского округа Дмитрий Чернявский. Закон оставил наш городской округ в прежних границах – включая поселения Петровка и Суходол – а также законодательно определил статус муниципалитета.

Решение краевых депутатов, я считаю, учло, во-первых, мнение населения Большого Камня. Естественно, если кто-то из жителей пожелает поднять вопрос об изменении статуса городского округа тем или иным образом, этот вопрос будет рассмотрен в рамках установленных законом процедур – в том числе, путем проведения референдума. В настоящее же время этот вопрос, судя по всему, для наших жителей не актуален.

Дмитрий Чернявский: - Есть и другой момент: дотации из бюджета Российской Федерации, предусмотренные указом президента Владимира Путина, предназначены именно городскому округу Большой Камень. Кроме того, до 2019 года, как уже говорилось, можно отстаивать интересы именно городского округа в Минфине - в части выравнивания бюджетной обеспеченности.

- Эксперты отмечают, что краевые власти в последние годы активно наращивают сотрудничество с муниципалитетами – проще говоря, предлагают поучаствовать в различных программах софинансирования. Большой Камень в 2014 году принял участие в восьми краевых госпрограммах. В следующем году намерены продолжить?

Вячеслав Москаев: - Возвращаемся к началу разговора - к быстрому принятию бюджета. Одним из условий участия в краевых государственных программах является своевременное предоставление определенного пакета документов. Среди них - муниципальная программа, мероприятия которой четко коррелируются с краевой программой, и выписка из принятого бюджета, где указаны средства, предусмотренные в целом на программу и на отдельные проекты. Если же мы всего этого не предоставим вовремя - а прием заявок идет по многим краевым программам до 1 марта, - соответственно, краевого софинансирования не получим.

Сегодня перед управлением экономики администрации городского округа поставлена задача принять участие во всех краевых программах, где можно привлечь софинансирование.

Уже сейчас можно сказать, что в рамках софинансирования в будущем году мы приступим к строительству детского сада, причем уже проведен конкурс, определен подрядчик, основные строительные работы будут завершены в 2015 году.

Также мы подали заявка на софинансирование в части обеспечения инфраструктурой земельных участков, бесплатно выделенных многодетным семьям городского округа. Общий объем средств – 36 млн рублей, муниципалитет и краевой бюджет внесут по 50%.

Большой Камень в следующем году примет участие в губернаторской программе по установке многофункциональных спортивных площадок, где администрация предоставляет оборудование, а городской округ за свой счет готовит основание под площадку и устанавливает ее. Кстати, что касается спортивной инфраструктуры, в предстоящем году мы заканчиваем строительство легкоатлетического манежа.

- В крае идет реформа местного самоуправления, во многих муниципалитетах появились сити-менеджерыРанее такая форма МСУ дала в Приморье не простой, иногда негативный опыт, когда во взаимоотношениях глав округов и глав администраций было больше вопросов политики и личных амбиций, чем работы во благо территорий…

Дмитрий Чернявский: - Если один руководитель занимается политикой – взаимодействует с федеральными и краевыми властями, является автором законодательных инициатив – а другой занимается городским хозяйством, то это и будет нормальным пониманием сути реформы МСУ. Разумеется, какие-то важные вопросы, которые обсуждаются на краевом уровне – например, выполнение краевых законов – требуют участия и присутствия и главы округа, и главы администрации.

По моему мнению, реформа местного самоуправления идет в крае неплохо, но возникают еще некоторое недопонимание, кто из глав за что отвечает, и какие вопросы водят в компетенцию каждого из них.

То есть реформа, как я думаю, будет удачно реализована, если не будет, с одной стороны, смешения политики и хозяйствования, а с другой – появится четкое понимание новой структуры полномочий.

Вячеслав Москаев: - Грубо говоря, глава муниципалитета и глава администрации должны быть "из одной команды" в части единой стратегической линии развития территории. Если же взгляды на это будут отличаться, то тогда – скандалы, взаимонепонимание. Нужно четкое взаимодействие, и вместе с тем – понимание того, что граждане далеко не сразу откажутся от устоявшихся ранее представлений об устройстве муниципальной власти.

Дмитрий Чернявский: - При этом, взаимодействие глав, общее понимание стратегии, совершенно не исключает того, что могут быть разногласия по тактическим вопросам. Важно вместе принимать решения и реализовывать их - каждому в соответствии со своими полномочиями. Именно такой подход мы реализуем на территории Большого Камня . Такое сотрудничество дает максимальный результат при достижении главной цели нашей работы – улучшения качества жизни населения. Мы и в дальнейшем планируем сохранить стратегию "открытости и взаимодействия" в работе представительной и исполнительной ветвей власти теперь уже городского округа Большой Камень.

Жидяева Нина Анатольевна, 
8 42335 5 24 88, duma-zbk.info@yandex.ru


Файл:  Загрузить

Возврат к списку


Рейтинг@Mail.ru